Много ли у сотовых компаний денег?
Займёмся традиционной забавой: считать чужие деньги🙂 Про доходы сотовых операторов в народе ходят легенды. Сколько комментариев я видел: “они лопатой деньги гребут”. Но это никак не вяжется с их высокой закредитованностью.
Вспомните историю о продаже Билайна, когда долг оператора был сопоставим с его стоимостью. И это не исключение, а нормальное положение дел. Долг Мегафона составляет по последним опубликованным данным 3,5 млрд. $, а МТС – почти 5 млрд. $. Тем более не понятно зачем нужно было тратиться на ребрендинг и ещё дальше залезать в долги?
Если у вас тоже возникают все эти вопросы, то настало время поговорить о там как функционируют компании в экономическом плане. Не только мобильные операторы, а любая коммерческая организация, задача которой – получение прибыли.
Начнём с того, что у большинства вызывает удивлением сам факт наличия долга. Наличие долгов в нашем сознании ассоциируется с неблагополучием, нехваткой денег, глубоким кризисом. Но компанию нельзя сравнивать с бюджетом человека или семьи напрямую.
Наличие долгов – это нормально для более-менее серьёзного бизнеса. Это значит, что ему доверяют, что компания развивается и успешно исполняет все взятые на себя обязательства.
Оборот денег идёт по следующему принципу: заём -> вкладывание в бизнес -> отдача от бизнеса с высоким доходом -> новый заём. То есть максимально абстрактно: любая компания – это машина для преумножения денег. Именно так её нужно воспринимать.
Так зачем брать в долг, если бизнес прибыльный? Но для того, чтобы начать зарабатывать тоже нужны деньги. Это как спор о том, что появилось раньше: яйцо или курица? Так вот применительно к компании яйцо или курицу для старта бизнеса нужно где-то занять.
Чем больше и успешнее бизнес, тем охотнее и больше ему дают в долг. Что самое главное, по мере роста бизнеса и его устойчивости снижается процентная ставка под которую занимают деньги. То есть для компании уменьшается стоимость денег.
Если говорить конкретно о сотовых компаниях, то им в долг дают ещё охотнее, так как у них есть постоянный денежный поток от абонентов. То есть даже если у компании будут какие-то проблемы – вариантов для возврата средств существует очень много. Представить себе сотовую компанию – банкрот (с пустыми счетами) достаточно сложно.
Если мы вернёмся к ребрендингу МТС, то вложенные 55 млн. рублей (по официальным данным) – это инвестиция в бизнес. Примерно также как купить новый пиджак для работы. С ним рабочий сможет сделать карьеру быстрее и “инвестиции” после повышения зарплаты окупятся.
Вообще, ребрендинг – это предельно понятная трата для акционеров и инвесторов. Попробуй объясним им необходимость трат на VoLTE или резервирование транспортной сети🙂 Или расскажи мажоритарным акционерам, что в этом году они не получат прибыль с акций, так как её нужно вложить в замену устаревшего оборудования.
Поэтому никакого разрыва шаблонов нет. Все нормальные компании в долгах как в шелках, в том числе и мобильные операторы. Надеюсь, что этот экономический ликбез для сугубо технической аудитории был не только полезен, но ещё и интересен.