Есть ли резерв по транспорту к сотовым станциям?
Это еще одна статья, в которая дам ответ на вопрос из комментария. Сразу отступлю и не устану повторять снова и снова: спрашивайте меня интересующие Вас вопросы о сотовой связи – всегда рад ответить, а если тема объемная, то и напишу отдельную статью!
Не секрет, что станции сотовой связи любого стандарта работают в непрерывной связи с ядром сети. В зависимости от стандарта меняются функции распределённые между вышками и центральными элементами. Также заметно растут требуемые скорости такого соединения с каждым новым поколением. Но неизменно одно – транспорт должен быть надёжен!
Однако жизнь есть жизнь, и как бы мы не старались защитить транспортный канал случается всякое. Кабель могут перерезать, радио пролёт может перекрыть кран строящегося дома, а в ненастную погоду могут быть обесточены промежуточные станции и соединения с центром как не бывало, а это приведёт к недостаточному покрытию. А делают ли резерв по транспорту к сотовым станциям?
Чтобы ответить на это вопрос вспомним как организуется транспорт к сотовым станциям. Сейчас самыми популярными остаются 2 варианта: волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) и радиорелейные пролёты (РРЛ). С учётом скоростей 3G и 4G конечно же все бы хотели построить оптику до каждой станции. Однако стоимость и сроки прокладки кабеля обычно на много больше сроков строительства самой станции. Поэтому конечные – не транзитные станции чаще всего включены через РРЛ пролёт.
Во времена развёртывания покрытия GSM – еще в начале 2000-х годов – ВОЛС почти не использовали внутри регионов и магистральный транспорт на местном уровне также организовывался по РРЛ. Сейчас из-за существенного роста объемов данных на магистральных линиях применяется только ВОЛС. Так вот магистральные линии всегда резервируются.
Для РРЛ пролётов характерным методом был резерв 1+1 когда на одной башне устанавливали 2 большие (1.2-1.8 м) круглые РРЛ антенны, направленные в одну сторону. Если один из передатчиков или кабелей к антенне ломался, то транспорт переключался на параллельный ствол. До сих пор такие парные пролёты можно встретить на отдельно стоящих высоких башнях сотовой связи высотой 60-70 метров.
Резерв с помощью топологии “кольцо”, когда несколько пространственно удалённых станций объединялись в замкнутое кольцо с помощью РРЛ также массово применялся. Если связь между двух станций нарушалась, не важно по какой причине, то транспорт переключался в другую сторону.
Для ВОЛС резерв в одной траншее будет бессмысленным – если перережут, то оба сразу. Поэтому на магистральных транспортных каналах применяется только топология “кольцо” для резерва.
Однако магистральными линиями соединены лишь некоторые станции. А как же с остальными? Типичным сценарием строительства транспортных сетей современных сотовых систем является создание оптоволоконного кольца по технологии MEN – Metropolitan Ethernet Network, охватывающего основные узловые станции.
В небольшом городе (100-300 тысяч жителей) такое кольцо будет, скорее всего, одно. В крупных городах строят множество таких колец с взаимными пересечениями. Все станции попавшие в кольцо имеют резерв по транспорту.
А вот другие станции, которые не попали в кольцо уже будут соединены отростками ВОЛС или РРЛ пролётами, которые не имеют резерва. Также обстоит дело и со станциями, расположенными не в городах – они обычно тоже не имеют резерва по транспорту.
Если подвести итог, то можно сказать, что резерв по транспортной сети в сотовых сетях есть, но не для всех станций и не на всех участках.