Откуда берутся гудки в телефоне когда ждёшь ответа?
За годы работы я слышал разные предположения как в нашем телефоне появляются сигналы об ожидания ответа или занятости абонента. И это говорит лишь о том, что тема эта интересна многим, так как сталкиваемся мы с этим постоянно – каждый день. Раскрою как обстоят дела на самом деле.
Сигнал об ожидании вызова на профессиональном языке называется КПВ – контроль посылки вызова. Это и есть те самые длинные гудки. И формирует их мобильный коммутатор, точнее система IVR (Interactive Voice Response), подключённая к нему. Эта система содержит записи множества фраз и сигналов, озвучиваемых абонентам при разных ситуациях.
К примеру, Вы позвонили абоненту, который сейчас не зарегистрирован в сети. Мобильный коммутатор проверяет в своей базе данных текущее состояние абонента или пытается осуществить его поиск по последнему известному местоположению. После того как коммутатор поймёт, что до абонента не дозвониться, Вы услышите фразу “Телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети“.
Сразу отвечаю на вопрос одного из моих читателей: гудки и фразы передаются по установленному голосовому каналу до коммутатора, а не по каналу сигнализации. То есть даже, чтобы сообщить о недоступности абонента необходимо установить голосовое соединение до центра сети.
Ещё один интересующий многих вопрос: почему при межгороде или звонке на другого оператора мы слышим гудки другой тональности: выше или ниже привычных? Причина в том, что для звонка за пределы нашего региона или сеть оператора будут задействован не один, а несколько мобильных коммутаторов. И сигналы ожидания, занятости или недоступности будет формировать последний в цепочке коммутатор. Даже в сетях одной компании, но в соседних областях, тональность гудков и записи фраз могут немного отличаться.
Если Вы позвоните из Самары в Краснодар, то именно краснодарский коммутатор будет Вам формировать голосовые и тональные сигналы. И до него придётся устанавливать голосовое соединение, чтобы озвучить Вам эти сообщения.
Такое простое и привычное нам явление как гудки в телефоне требует создания и поддержания целой системы на стороне оператора!