Ждём: как работают очереди на сотовых станциях?
Сотовые сети проектируются исходя из прогнозируемой нагрузки в конкретной местности с небольшим запасом на будущий рост. Но, в отличие от проводных, в мобильных сетях абоненты не привязаны к конкретной точке могут перемещаться. Поэтому перегрузки – не редкость.
Концерты, праздники, собрания, спортивные мероприятия притягивают множество людей, что создаёт нагрузку на сотовые сети во много раз превышающую расчётную. Понятно, что некоторые станции строятся с учётом периодических массовых мероприятий, но заранее предугадать сколько звонков будет сделано и как много селфи захотят отправить в определённый день невозможно.
В случае перегрузки сотовой станции ресурсов в радиоинтерфейе будет не хватать. Если ничего не делать – все абоненты, так или иначе, будут страдать. Кто сможет пробиться на станцию – получат сервис с плохим качеством, а остальным просто откажут в обслуживании.
Но разработчики стандартов сотовой связи предусмотрели разные сценарии работы сотовой сети, в том числе, и в условиях экстремальной нагрузки. Одно из возможных решений в таком случае – организация очереди. Что лучше: хаотичная толпа бегающая между кассами в магазине с бесконечными конфликтами и давкой или аккуратные очереди возле каждой из них? Очевидно, что порядок лучше хаоса.
Именно так и сделали в сотовых сетях. Когда ресурсов на обслуживание не хватает абонентов при попытке доступа в сеть ставят в очередь. Это касается и тех кто хочет позвонить , и тех кому нужен интернет.
В обычной очереди чаще всего работает правило: первый вошёл – первый вышел. Да, я был в поликлиниках и знаю, что там ещё есть опция “просто спросить”, но на сотовых станциях я такой галочки не видел 🙂
Так вот производители оборудования для сотовых сетей по разному подошли к тому как эти очереди работают. Не буду рассказывать про конкретных производителей и всевозможные тонкие моменты, а опишу основные идеи, которые могут лежать в алгоритмах работы очередей. Конкретный выбор зависит от настроек оператора в определённом регионе.
Основная разница в работе очередей определяется настройкой приоритетов. Есть 2 основных варианта: приоритет абонентов друг относительно друга и приоритет трафика.
В сети оператора сотовой связи каждому абоненту может быть назначен определённый приоритет влияющий на дальнейшее поведение в сотовой сети, в том числе и прохождение очередей. Например, такие приоритеты могут назначаться в зависимости от стоимости тарифа.
Во втором варианте, приоритеты назначаются на то какой тип сервиса абонент хочет получить. Голосовой звонок имеет более высокий приоритет, чем передача сообщений, которая, в свою очередь, приоритетнее доступа в интернет.
Также на сети оба типа приоритета могут работать одновременно. В таком случае абонент с менее дорогим тарифом, который хочет позвонить может обойти в очереди другого абонента с более дорогим тарифом, но ожидающим доступ в интернет. Это лишь пример. На практике всё может быть настроено куда сложнее.
Но кроме всего этого также важно сколько времени проводит абонент в очереди и как много абонентов в очереди вообще. Обе эти цифры не могут быть бесконечными, иначе ситуация может стать только хуже.
Главный принцип в том, что нельзя заставлять абонента ждать обслуживания бесконечно. В какой-то момент, если ресурсов не хватает совсем, лучше честно сказать абоненту “сеть занята” и не дожидаться, когда он сам захочет выйти из очереди, что создаст иллюзию отсутствия необходимости в обслуживании.
Иначе из-за слишком больших и долгих очередей оператор может решить, что сеть не перегружена и абонентов всё устраивает. Просто им сейчас не нужны услуги сети и они нажимают кнопку “отбой” и закрывают браузер.
Если подвести итог, то даже в сотовых сетях нужны очереди, также как и нужны приоритеты в этих очередях. А операторам важно следить за настройками и контролировать, чтобы очереди не были слишком большими. Порядок должен быть всегда, даже когда ресурсов на всех не хватает.