V2X: Зачем подключать автомобили к сотовой сети?
Сотовая связь всё активнее встраивается в окружающие нас устройства. С приходом 5G и распространением eSIM/iSIM эта тенденция только ускорится. Но появление модуля связи в микроволновке, чайнике или счётчике воды не сулит чего-то уж совсем революционного. Настучит холодильник твоему диетологу, что не соблюдаешь диету – вот и весь прогресс🙂
Это конечно шутка, но есть одна сфера, появление сотовой связи в которой должно коренным образом изменить саму суть привычных нам процессов. Речь про автомобили. Чтобы описать это направление придумали даже отдельное сокращение V2X – vehicle to everything, то есть связь транспортных средств с окружением.
В этом направлении выделяют 4 составляющих, которые на текущий момент считаются самыми интересными и над которыми ведутся многочисленные исследования. Поговорим немного о каждом из них.
V2N
V2N – vehicle-to-network – взаимодействие транспортных средств с сетью. Под последней понимается сотовая сеть, в основном 5G, хотя и 4G тоже может удовлетворить эту идею на начальном этапе. Суть V2N в установке в автомобиле модуля сотовой связи, через который будет осуществляться связь различных бортовых систем с внешним миром.
Речь идёт про мультимедиа, информационные, навигационные системы. Обновление ПО самого автомобиля, сообщение о неисправностях. В принципе, ничего нового, но V2N упорядочит существующие подключение. Не надо будет покупать отдельные SIM для навигатора, магнитолы, планшета и т.д.
На борту автомобиля будет работать встроенная Wi-Fi сеть, которая упростит подключение новых устройств и сделает соединение более стабильным даже вдали от цивилизации.
V2I
V2I – vehicle-to-infrastructure – взаимодействие транспортных средств с инфраструктурой. Речь про дорожную инфраструктуру. Уже сейчас в некоторых странах (например, в США и Китае) на автодорогах устанавливают RSU – roadside units – придорожны блоки, с которыми будут взаимодействовать проезжающие мимо автомобили.
Это позволит в будущем существенно повысить безопасность дорожного движения, а также уменьшить пробки, управлять транспортными потоками, сообщать автомобилям о заторах. С таких модулей автомобили будут считывать текущие ограничения и выводить их на экран внутри автомобиля.
Наверное, эти модули должны будут со временем заменить и многочисленную армию камер дорожного движения, которые отслеживают перемещение автомобилей и следят за соблюдением ПДД. Надеюсь про всеобщую слежку никто говорить не будет, ведь уже сейчас камеры стоят на каждом километре любой федеральной трассы🙂
V2P
V2P – vehicle-to-pedestrian – взаимодействие транспортных средств с пешеходами. Регулярно мы слышим о несчастных случаях наездов на пешеходов. И чтобы не делали ГИБДД, администрации городов, производители транспортных средств – всё равно такие трагедии происходят.
Главная причина наездов – двойной человеческий фактор. Один человек – не убедился, что пропускают, а второй не среагировал – на препятствие. V2P предлагает минимизировать участие человека в предотвращении таких ДТП.
Суть в том, что датчики или какие-либо устройства, которые носят пешеходы будут сообщать автомобилю о своём местоположении. О наличии ребёнка за углом во дворе автомобиль узнает задолго до приближения к предполагаемому месту пересечения их траекторий.
Вопросов много, сложностей будет много, но V2P так или иначе взлетит. И для этого уже сейчас есть все необходимые факторы и технологии.
V2V
V2V – vehicle-to-vehicle – взаимодействие транспортных средств друг с другом. Как же давно мы ждём когда автомобили будут возить нас сами. Стоит лишь указать конечный пункт, а автомобиль сам выполнит всю работу водителя.
V2V безусловно приближает этот момент, хотя до этого ещё очень далеко. Не стоит питать иллюзий. Для этого нужно освоить ещё много новых технологий. Тем не менее, прямое взаимодействие автомобилей в разы повысит безопасность и снизит пробки. Автопилоты станут более умными, а область их применения существенно расшириться.
Когда?
Хватит уже рассказывать про светлое будущее. Все мы видели фантастические фильмы. Когда это уже станет реальностью?
Над всеми озвученными выше технологиями уже сейчас ведутся активные работы. Главное, что началось активное взаимодействие производителей автомобилей с разработчиками и производителями средств связи.
По оценкам экспертов уже через 2-3 года мы увидим активное внедрение этих технологий и появление в продаже “общительных” автомобилей. А к концу десятилетия V2X станет привычным делом.