В сети 4G отказались от контроллеров базовых станций. Кто всем управляет?
В своей недавней статье я рассказал зачем нужны контроллеры базовых станций. В сетях 2G и 3G они играли далеко не последнюю роль и фактически руководили работой всех базовых станций. На них ложились функции установления соединениями к разным элементам сети, шифрования трафика, контроля качества и непрерывности соединений. Но главная их задача – это распределение радиоресурсов между устройствами, которые хотят получить обслуживание.

Однако в сети 4G от контроллеров базовых станций решили отказаться напрочь. Все вышеперечисленные функции были переложены на сами станции, получившие название eNodeB. Но зачем это было нужно?
Пожалуй, главной причиной отказа от контроллеров в сети LTE стала необходимость масштабирования и гибкого изменения архитектуры сети. А когда есть центральный элемент, имеющий конечную ёмкость и ограниченную пропускную способность – это становится преградой к быстрому росту покрытия сети оператора.

Ещё одна причина – это широкое распространение IP сетей, в том числе и построенных на базе оптоволоконных технологий. Сеть базовых станций LTE скорее напоминает паутину, нежели иерархическую модель, как это было в 2G и 3G. Это позволяет более гибко перераспределять потоки данных, которые выросли в 4G на порядок.
И не стоит забывать, что со времён 2G мощность процессоров заметно выросла. Обычный современный смартфон заметно производительнее, чем стационарные компьютеры десятилетней давности. Поэтому даже в базовой станции теперь можно обрабатывать большие объемы данных и следить за всеми процессами, происходящими в зоне её обслуживания.

Каждая базовая станция LTE – eNodeB – это фактически отдельная сеть радиодоступа, имеющая собственные интерфейсы к центру сети, а также другим соседним станциям. eNodeB сами договариваются как делить ресурсы на границах сот и кому передавать соединение, если абонент передвигается.