Мы люди неместные: насколько локальным может быть производство?

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта – фактически, стало целью всей экономики. Но даже спустя 10 лет большинство не понимают, что локализованность производства – понятие относительное.

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта - фактически, стало целью всей экономики.

Поэтому когда речь заходит о создании местного производства, в том числе и телекоммуникационного оборудования, в комментариях разгораются жаркие споры относительно того можно ли считать это железо российским или нет.

Давайте рассмотрим все степени “локализованности” производства, чтобы понимать насколько эта тема сложна и глубока. Сразу скажу, что эта шкала не имеет единого стандарта, а нумерацию степеней и их границы не всегда можно однозначно определить.

0 – абсолютный импорт. Зарубежная компания производит продукцию за границей. В России открывается дочка или, так сказать, местный дистрибьютор, через которого решаются все вопросы с конечными покупателями, а также регулирующими государственными органами. В нашем случае это Nokia, Ericsson и Huawei.

1- российская компания, имеющая свой бренд, но реализуемый продукт – это те же импортные товары лишь с переклеенным шильдиком. Самый простой и популярный сегодня пример – машины “Москвич”, которые фактически являются моделями “JAC”

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта - фактически, стало целью всей экономики.-2

В отношении оборудования базовых станций таких примеров нет. Зато есть много компаний, выпускающих транспортное и сетевое оборудование. Главная их задача – перевод документации и поиск покупателей, а также постоянное обещание, что вот-вот и мы откроем производство в России🙂

Но такие компании можно назвать российскими лишь в рекламных буклетах. Даже с точки зрения законодательства – это зарубежные компании.

2 – российская компания разрабатывает продукт, конструкторскую документацию, создаёт прототипы, пишет ПО, тестирует и отдаёт в производство, которое целиком и полностью находится за рубежом. Это и есть часто упоминаемые OEM – производители.

Открою секрет (хотя какой это секрет) 90% всей продукции в мире выпускается по такой схеме. Смартфоны западных брендов, бытовая техника, автомобили, компьютеры – всё это делается на фабриках в Китае, что подтверждается надписью MADE IN CHINA. Ну или вот так ещё можно:

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта - фактически, стало целью всей экономики.-3

В России есть несколько производителей транспортного и сетевого оборудования работающих по такой схеме.

3 – российская компания не только разрабатывает продукт, создаёт софт, но и осуществляет его сборку из частично или полностью импортной компонентной базы. В зависимости от объёма импортных компонентов такую продукцию уже можно называть российской с точки зрения закона.

В области телекоммуникаций есть в России такой производитель как “Т8”, который производит российское оборудование для оптоволоконных систем. У них есть не только своё производство, но и лаборатории, а также исследовательский центр.

Эта компания выпускает продукцию, сертифицированную как “российская”, хотя, по объективным причинам, далеко не вся компонентная база у них отечественного производства. Поэтому идём дальше.

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта - фактически, стало целью всей экономики.-4

4 – компания собирает продукцию из компонентов произведённых в России. Для сложных товаров, к которым безусловно относится всё телекоммуникационное оборудование – это, можно сказать, наивысший пилотаж. Пожалуй, только Китай способен на это. Хотя далеко не все его производители и не вся их продукция относится к этой степени производства.

Ненавистный многими термин “глобализация” позволил существенно удешевить производство как раз за счёт сборки конечного продукта из компонентов, созданных по всему миру. Те же Nokia и Ericsson сознательно отказывались от локализованности производства, чтобы удешевить продукцию и завоевать весь мировой рынок. Ну пока не пришёл Huawei🙂

5 – всё производство осуществляется не только из отечественных компонентов, но и отечественного сырья и на отечественных “станках”. Эта степень относится к тому случаю, когда речь в спорах заходит про литографы и полупроводники🙂

Импортозамещение стало за последние 10 лет путеводной звездой для всей страны. Создать местный аналог ранее закупавшегося за рубежом продукта - фактически, стало целью всей экономики.-5

Единственное с чем я могу согласится, что пятая – высшая степень локализованности могла быть достигнута лишь в СССР – огромной стране и изолированной экономике. Но в те времена не было современного оборудования, увы. И можно ли было бы настроить плановую экономику на выпуск теслы или базовой станции 5G? Теоретически, да, но практически…

Короче говоря, спорить можно бесконечно, особенно в комментариях. На практике, любая, ныне известная и популярная высокотехнологичная продукция – совместный продукт множества стран.

Даже если мы через 2-3 года достигнем третей степени локализованности производства базовых станций – это будет настоящий успех. На вещи нужно смотреть рационально и трезво. И наша шкала это наглядно показывает.

Добавление комментария