Как менялось место РРЛ в сотовых сетях?
Одним из самых популярных способов передачи данных в транспортной сети сотовых операторов является – РРЛ (радиорелейные линии). В отличии от оптических и медных кабелей, которые сразу уходят под землю, РРЛ легко обнаружить на базовой станции по круглым антеннам.
Причём РРЛ можно было встретить как на первых БС в 90-х годах, так и легко найти сейчас – на современных станциях вплоть до 5G. То есть этот вид связи смог эволюционировать вслед за развитием стандартов. Тем не менее, РРЛ изменили своё место в транспортной сети, существенно уступив проводным каналам связи. Но обо всём по порядку.
На заре развития сотовой связи (во времена 2G) РРЛ были фактически основным способом организации транспортных каналов. С одной стороны, объёмы передаваемой информации были минимальными. Эпоха мобильного интернета ещё не наступила и нескольких десятков Мбит/сек было вполне достаточно.
С другой стороны, волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) – были относительно новой и дорогой технологией. Существующих каналов, построенных во времена СССР было мало, сеть не была достаточно разветвлённой и она, в принципе, не создавалась для аренды сторонними компаниями.
Строить свои каналы связи в нулевых годах сотовые операторы только начинали, а связь нужна была уже повсеместно. Это было время господства РРЛ, если говорить языком биологической эволюции))
Транспортная сеть любого сотового оператора представляла собой длинные цепочки из РРЛ-пролётов. Звеньев могло насчитываться несколько десятков, топология напоминала ёлку, а общая протяжённость исчислялась сотнями километров.
То есть РРЛ во времена 2G выполняли роль и магистральных, и региональных каналов и местной сети. Но так не могло продолжаться вечно.
С появлением мобильной передачи данных в 3G операторы быстро поняли, что без оптики не обойтись. Объёмы трафика росли в геометрической прогрессии. Существовавшее на тот момент оборудование РРЛ просто не могло передать весь этот трафик.
Да и надёжность, предлагаемая РРЛ не могла удовлетворить требования, предъявляемые к магистральным и региональным участкам сетей.
Именно в 00-х годах сотовые компании в России начали активно инвестировать в собственные ВОЛС и скупать местные и региональные транспортные компании.
Эра РРЛ закончилась с приходом 4G. Уже в начале 10-х годов магистральные и региональные транспортные сети основывались на ВОЛС. Местные сети внутри регионов также активно переводились на оптику, вплоть до “последней мили“, то есть транспортного канала непосредственно до станции.
Казалось бы РРЛ должны были уйти в прошлое, уступив место надёжному, широкополосному и теперь относительно недорогому способу связи. Но РРЛ всё-таки нашли себе место в сотовых сетях, пусть и не такое могущественное, как в эпоху динозавров 2G.
РРЛ сегодня активно применяются на последней миле, то есть участке транспортной сети непосредственно от базовой станции до другой базовой станции, где присутствует ВОЛС. Длинных цепочек из РРЛ сейчас никто не создаёт. Но скорость строительства РРЛ (их главный козырь) открывает им путь в будущее.
Да и технологии РРЛ всё-таки смогли догнать сотовые сети. Нынешние РРЛ могут передавать данные на скорости до 10 Гбит/сек на расстоянии до 10 км. Такие скорости вполне достаточны для 5G и тем более для всех предшествующих стандартов.
Поэтому те самые круглые антенны ещё долго будут украшать базовые станции, напоминая инженерам о своём бывалом величии.