Как часто происходят сбои у сотовых операторов
Как заметил один из читателей канала: “Сотовая связь как воздух: пока она есть не замечаешь”. Зато когда начинаются проблемы любого характера: нет доступа в интернет, невозможно позвонить или телефон вообще потерял сеть – это превращается в существенную проблему. Однажды в комментариях меня спросили: а как часто случаются сбои в сотовых сетях? Об этом мы сегодня и поговорим.

Сначала определимся что именно мы будем называть сбоем. Думаю, что мелкие локальные аварии – это не предмет для разговора. Даже ребёнку понятно, что если на сотовой вышке отключат электричество после ураганного ветра, выйдет из строя система охлаждения или вандалы повредят соединительные кабели не устоит ни одна из сотовых вышек к какому оператору бы она не относилась и в какое бы время это не произошло.
Куда интереснее поговорить о масштабных сбоях, охватывающих хотя бы десяток станций, субъект России или даже несколько регионов. Так вот если мелкие проблемы всё также происходят, хотя и меньше чем лет 5 назад, то вот крупных аварий стало на порядок меньше.

Если рассматривать один регион России то массовые отключения станций у одного оператора происходят не чаще одного раза в 1-3 месяца. И чаще всего это вызвано действительно серьёзными событиями. К примеру, сильный снегопад, ливень, ветер могут обесточить целые районы области. И в этом случае привезти к каждой вышке дизель-генератор физически невозможно.
А вот проблем когда сотовые станции отключались из-за неисправности транспортной сети стало заметно меньше. Всё больше сотовых вышек подключаются через оптические каналы, которые чаще всего имеют резерв. Поэтому даже форс-мажор в виде оборванного трактором оптического кабеля в большинстве случаев не приводит к перерыву предоставления услуг.
Сбои на уровне всего региона или нескольких регионов сейчас происходят очень редко. Если рассматриватьодин и тот же субъект (не всю страну сразу), то случаи с массовой недоступностью услуг оператора случается не чаще 1 раза в год, а бывает и по несколько лет не происходят вовсе.

Причём, если аварии на мелком уровне чаще всего предотвращаются резервированием сетевых узлов и транспортных каналов, то широкомасштабные аварии удаётся избежать продуманным и спланированным подходом к работам на главных сетевых элементах. Как бы это не было прискорбно, но причина крупных аварий часто вызвана человеческим фактором 😳
К примеру, на коммутаторе решили выполнить команду или переключить процессорные платы не ночью, а днём. Ничто не предвещает беды в рутинной работе, но не всегда всё идёт по плану. Если бы такие работы выполнялись часа в 3 ночи, то есть несколько часов, чтобы понять причину проблем. А вот днём малейшие проблемы заканчиваются широкомасштабными сбоями.

В конце концов, надёжность любого телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения выросла в разы. Если вспомнить недалёкую историю, то сотовая связь получила широкое распространение лишь 20 лет назад. И с каждым годом как сотовые компании, так и производители оборудования непрерывно совершенствуют процедуры и технику.
Поэтому сейчас жалобы абонентов всё чаще сводятся к низким скоростям доступа в интернет или помехам в разговорах. Хотя ещё лет 15 назад было так, что “работает и ладно”. К хорошему быстро привыкаем 🙂